rys6: (Default)
[personal profile] rys6
Сижу дома простуженная, потому скучаю. Дай, думаю, проверю, вдруг ЖЖ, вопреки слухам, не совсем умер и можно просто поговорить.
Тему возьму из домашних дискуссий, ту в которой я сама не определилась: "Популяризация науки". Вот скажите, как вы к этому явлению относитесь?
У меня сложилось такое впечатление (правда на очень небольшой выборке, так что, возможно ложное): мамы в восторге - сейчас детям покажут, что наука - это интересно, и они (детки) захотят учится, учится и учится; ученых коробит - шарлатаны показывают фокусы и обманывают детей и простодушных взрослых. Взрослые азартно вкладываются в репетиторов, дети ломятся в престижные ВУЗы, а оказывается, что наука - это совсем не фокусы, а сидение в пыльных библиотеках, что лишь малая часть науки востребована. Повезло, если деток сагитировали в науки естественные, переучатся, выйдут на рынок криптовалют, ну или в какие-нибудь аналитики пойдут, а кого в гуманитарные заманили, им куда? В рекламу? Это не я так думаю. В нашем семействе носитель этой точки зрения мой братец, который тот самый не дюже востребованный большой ученый - гуманитарий. Но, вот и Пушкин, который совсем не ученый, а просто учитель, когда слышит про популяризаторов, кричит:"Шарлатаны!" А я как-то не могу определиться. Т.е. шоу от "Научной Москвы" меня совсем не впечатлило - шоу и шоу, использующее науку, как бренд , а вот лекции Куксина (в которых, очень вероятно, много художественного преувеличения) мне кажутся полезными, причем именно не как познавательные (вполне допускаю, что в них большая доля фантазии), а как мотивирующие. Вот пытаюсь разобраться, в чем разница. А вы что думаете?

Date: 19 March 2018 16:35 (UTC)
From: [identity profile] rimmavologdina.livejournal.com
Тонкий вопрос. Ну я лично против разных шоу. Но хорошая книга, которая популярно объясняет детям среднего и младшего школьного возраста сложные и важные научные темы, может быть очень полезной. Заинтересовать, подтолкнуть к изучению.
Поправляйтесь)
Edited Date: 19 March 2018 16:36 (UTC)

Date: 19 March 2018 17:01 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Согласно, Хотя, думаю, хороши некоторые научно-популярные книги не тем, что они заинтересуют детей наукой, а тем, что их авторы талантливы, а с талантливым человеком на любую тему общаться интересно. Вот Керролл, Логическую игру читать не менее интересно, чем Алису (даже мне, хотя я не любитель научно-популярной литературы).

(no subject)

From: [identity profile] rimmavologdina.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:41 (UTC) - Expand

Date: 19 March 2018 17:52 (UTC)
From: [identity profile] julug.livejournal.com
да тут же не популяризация, а коммерциализация. причем не науки, а детства. детей развлекают (иногда и неплохо), взрослым рассказывают про профессии будущего и убеждают, какие они хорошие родители. если кроме этого есть еще что-то, то эти шоу вполне идут на пользу. но мня беспокоит, что детей сейчас не учат главному и самому важному - делать.
в коммерческом шоу ведь должен быть успех и радость в финале и нет места провалу. и значит это точно не про настоящую науку, не про собственные открытия.

а вот книжному научпопу я очень рада, столько отличных книг в последнее время вышло. никогда не думала, что нонфикшн может быть интереснее художественной литературы, а теперь и я, и муж не можем оторваться.

Date: 19 March 2018 18:10 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Не знаю, я научпоп не читаю, но вполне допускаю, что может быть очень неплохой, но среди детского явно много и спекулятивной фигни.

(no subject)

From: [identity profile] julug.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:13 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rys6.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:19 (UTC) - Expand

Date: 20 March 2018 16:25 (UTC)
From: (Anonymous)
А вот киньте какие-нибудь ссылки, а то я совсем не в теме, а хорошее познавательное всегда полезно. Дети, правда, по-русски не очень читают, но понимают если им читать. А если что-то очень захватывающее то и прочесть могут.

Date: 20 March 2018 16:27 (UTC)
From: [identity profile] ile-eli.livejournal.com
опс. Это был мой анонимный комментарий. Вобщем, киньте пожалуйста ссылки на что-нибудь такое хорошее.

(no subject)

From: [identity profile] julug.livejournal.com - Date: 20 March 2018 16:37 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ile-eli.livejournal.com - Date: 20 March 2018 18:29 (UTC) - Expand

Date: 19 March 2018 17:57 (UTC)
From: [identity profile] eziha.livejournal.com
А какие фокусы могут показать популяризаторы гуманитарных наук???

Date: 19 March 2018 18:03 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Да, с фокусами, конечно, естественникам проще. Но, вот возьмем издательство: "Пешком в историю", то, что они делают всё же гораздо ближе к фокусам, чем к самой пыльно-библиотечной из наук.

(no subject)

From: [identity profile] eziha.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:45 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rys6.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eziha.livejournal.com - Date: 19 March 2018 19:05 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rys6.livejournal.com - Date: 19 March 2018 19:17 (UTC) - Expand

Date: 19 March 2018 18:23 (UTC)
From: [identity profile] lerabel.livejournal.com
Не обязательно фокусы:) Вот я, мне кажется, чистой воды популяризатор:))

(no subject)

From: [identity profile] eziha.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:48 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lerabel.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:49 (UTC) - Expand

Date: 19 March 2018 18:22 (UTC)
From: [identity profile] lerabel.livejournal.com
А как попадают на лекции Куксина? Я вот много лет не могу попасть.

Мой младший мальчик, которому очень нравились в свое время всякие мотивирующие научные шоу , и который мечтал о работе в науке, в пятнадцать лет решил, что чистая наука - это не перспективно, и собирается податься в инженеры на производство. Так что мотивация - она тоже не всегда.

Ну вот я гуманитарий и всяко популяризирую науку, которой меня в универе обучали:) Мне кажется, что делаю хорошее дело:)

Date: 19 March 2018 18:44 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
На лекции Куксина мы с Васькой попали совершенно случайно (я наткнулась на объявление, что в какой-то группе на ближайшую лекцию есть свободные места, так мы в результате к этой группе и примазались, вот уже второй год ходим). Но вообще есть группы в контакте (и, кажется. в фейсбуке), где можно как минимум у очередь записаться.

Мальчик молодец - реалист:)
То, чем вы (ты? что-то я вдруг поняла, что не знаю. на "ты" мы или на "вы") занимаетесь мне кажется хорошим делом, но совсем не кажется популяризаторством (в дурном смысле этого слово). Та популяризация, которая вызывает опасения и сомнения, показывает эффектные стороны занятия, замалчивая, сколько кропотливого, порой совершенно рутинного труда труда за ними стоит. Мне кажется, у вас как раз честно выходит показывать не только результат. но и трудный путь к нему.

(no subject)

From: [identity profile] lerabel.livejournal.com - Date: 19 March 2018 18:48 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eziha.livejournal.com - Date: 19 March 2018 19:11 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rys6.livejournal.com - Date: 19 March 2018 19:29 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lerabel.livejournal.com - Date: 19 March 2018 19:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rys6.livejournal.com - Date: 19 March 2018 19:44 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lerabel.livejournal.com - Date: 19 March 2018 20:04 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rys6.livejournal.com - Date: 19 March 2018 20:28 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ya-sashika.livejournal.com - Date: 19 March 2018 20:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lerabel.livejournal.com - Date: 19 March 2018 22:05 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ya-sashika.livejournal.com - Date: 20 March 2018 08:08 (UTC) - Expand

Date: 19 March 2018 18:24 (UTC)
From: [identity profile] vvagr.livejournal.com
Вот Куксин, насколько я понимаю, настоящий учёный. Ну, насколько бывают настоящие учёные в его области. Или были в 19 веке каком-нибудь :-) При этом с огромным актёрским талантом вдобавок. Его нельзя назвать "популяризатором" в том смысле, как сегодня это используют, хоть он и возится с детишками. Это вообще редкость, хоть и встречается даже в математике.

Но вообще для детишек трудно найти пример совсем уж вредного популяризатора. А вот среди тех, кто на взрослых поуляризирует - таких хоть отбавляй. А критерий один - настоящий ли учёный этот популяризатор.

Date: 19 March 2018 19:09 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Вот знаешь, Куксин на столько хороший артист, что мне трудно оценить настоящий ли он ученый или просто ловко меня в этом убеждает (я же в его науке полный профан), но даже если на самом деле он не великий антрополог, даже если он не кончал семинарию и не был учеником буддистского монаха, даже если он художественно приукрашивает свои путешествия, меня это не смутит. Потому что общий посыл у него не в том, что антропология это просто и здорово - становитесь дети антропологами, а скорее в том, что если чего-то хочешь, то этого можно добиться, даже если время против тебя, но при этом всё время подчеркивается, что всё это сопряжено с огромной работой и совершенно нечеловеческими трудностями.

Date: 19 March 2018 19:51 (UTC)
From: [identity profile] ya-sashika.livejournal.com
Мне кажется, тут вопрос терминологии. По мне так большинство всяких шоу - это не популяризация науки. Это шоу и ничего больше. Можно показывать фокусы в цирке, можно левитацию, и когда все это без каких-либо объяснений, попыток разобраться, почему так, и сделать самому, то разницы никакой. Наука тут в лучшем случае средство. И кстати, что-то я сомневаюсь, что ребенок, не имеющий склонности к этой области знаний, посмотрев такие шоу, вдохновится настолько, что побежит впахивать сначала школьную программу, потом дополнительную, потом поступит в вуз... Ну в общем, если ребенку хватит запала до этого момента, то шоу тут скорее всего ни при чём:)
А вот лекции, книжки, занимательные курсы и прочее, где предполагается что-то самому понять, разобраться, сделать выводы, руками сделать, пускай ради какой-то завлекательной маленькой цели - это на мой взгляд, хорошо. Тогда слушатель хоть немного знакомится с методами, а не только результатами.
(Прошу прощения, кажется, получилась простыня)

Date: 19 March 2018 20:10 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Простыня - нормально, у нас же тег "поболтать":)
Мой братец (главный в нашей семейке противник всякой популяризации, а не только шоу) в детстве очень увлекался научно-популярными книгами. лекциями, курсами и т.д, так что запала хватило и на школьный курс и на дополнительные и на учебу на двух факультетах университета и на диссертацию, и на то, чтобы до сих пор заниматься наукой. Так вот он главной иллюзией своего детства и юности называет то, что у него было впечатление, что занятие наукой уважаемо и востребовано. На деле же оказалось, что собственно научные изыскания интересны лишь малой горстке людей. Но у него наука уж совсем не прикладная, он историк-медиевист и специалист по средневековой латыни.

(no subject)

From: [identity profile] ya-sashika.livejournal.com - Date: 19 March 2018 20:32 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rys6.livejournal.com - Date: 19 March 2018 20:50 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ya-sashika.livejournal.com - Date: 19 March 2018 21:11 (UTC) - Expand

Date: 19 March 2018 21:08 (UTC)
From: [identity profile] crazy-koha.livejournal.com
Мне кажется, это скорее среди взрослых популярно, ну новая такая "игра в бисер", нет

Date: 19 March 2018 21:22 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Среди взрослых может тоже популярно, тут уже выше об этом говорили, но я не сталкивалась, видимо, среди меня наука популяризации не поддается. Но детей тоже во всю атакуют, вон в Москве фестиваль науки по нескольку раз в год проводят прямо в здании академии наук. От желающих, как я понимаю, отбоя нет, хотя билеты ого-го стоят.

Date: 20 March 2018 00:32 (UTC)
From: [identity profile] 66george.livejournal.com
На эту тему много и правильно рассуждает shkrobius. Люди, пишет он, не знают, как работает пылесос и холодильник, а им всё про чёрные дыры. Нужны доходчивые книжки "как что устроено".
От себя добавлю, что теперь можно писать интерактивные программы.

Date: 20 March 2018 04:54 (UTC)
From: [identity profile] l-mouse.livejournal.com
Я за популяризацию науки. И дело даже не в том, что популяризация приведет к мотивации детей идти в учетные, а к общей грамотности и развитию.
Но другой вопрос, не все, что у нас принято называть популяризацией науки, является ею.
Не так давно наш класс ходил в политехнический музей, должно быть две программы по биологии и физике. По крайней мере, из описания я так поняла.
А по факту показали 2 шоу, на биологии дали покормить кузнечиками хищные растения, на физике, которая, наверное, оказалась "химией", что-то смешали и взорвали, как в модных шоу, которых много сейчас.
Вот это безобразие чистой воды шоу, не имеющее отношение к науке. Ладно бы еще наши были класс 1-2, для общего развития и разнообразия в мире нормально, но 7! класс.
Короче, я за популяризацию, но нормальную.

Date: 20 March 2018 06:28 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Может как раз потому, что такие шоу активно раскручиваются, происходят в стенах академии наук, политехнического музея (сами места предполагают что-то серьезное и обучающее), и нарастает раздражение в адрес популяризации, которая на данном этапе именно с этими многочисленными шоу и ассоциируется.

Date: 20 March 2018 09:15 (UTC)
From: [identity profile] amerik.livejournal.com
на "шоу" раз или два были, ничего против не имею, если это для малышей,
лет до семи-восьми. дальше, конечно, уже хочется, чтобы они сами что-нибудь
руками делали. вроде есть какая-то "Умная Москва", которая не шоу (дети тоже
один раз там были, им дико понравилось, но я не вникала, и там буквально
три-четыре программы - что в общем и хорошо, потому что на десять никаких
денег не хватит :). много книжек про простые опыты в домашних условиях,
дело хорошее где-нибудь для 6-10 лет. дальше, наверное, уже надо в какие-то
кружки и секции. мне кажется, кого затащили в естественные науки, не пропадет,
гуманитариям труднее, конечно (побаиваюсь, что старшенький захочет - у него
не очень с математикой и хорошо с языками; пока говорит, биология тоже интересует)

Date: 20 March 2018 18:16 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Мне вот "Умная Москва" как раз не понравилась, они себя позиционируют для среднего школьного возраста, а уровень там как раз фокусов. А количество программ у них быстро увеличивается.

Date: 20 March 2018 10:06 (UTC)
yulkar: (Еж)
From: [personal profile] yulkar
ай :) писала вчера коммент, а он не послался. но умного все-равно ничего не писала...
просто мне кажется, что наука сегодня настолько не популярна, что немного популяризации ей не повредит

Date: 20 March 2018 18:09 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Это ничего, что коммент потерялся, зато, вот вижу, что ЖЖшечка не совсем таки умер, вот люди появляются, кого сто лет не видно было, Ура!
Из комментов ниже делаю вывод, что вас просто не захлестнула такая лихая популяризация, которая у нас из всех щелей поперла.

(no subject)

From: [personal profile] yulkar - Date: 23 March 2018 21:13 (UTC) - Expand

Date: 20 March 2018 11:33 (UTC)
From: [identity profile] kachur-donald.livejournal.com
моя дочь, учась классе в восьмом, кажется, подцепила на просторах интернета песню про большой адронный коллайдер на английском народном языке, выучила её, распевала на всех углах, в результате поступила в НИЯУ МИФИ, мечтая двигать вперёд науку и поработать-таки на БАКе, сейчас учится в мифической магистратуре, занимается частицами, обладающими высокой энергией. пока не разочарована. так что пусть шоу, пусть лекции, пусть песни про коллайдер - лишь бы чаду жить интересно было.

Date: 20 March 2018 18:04 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
В этой истории всё чудесно: и путь к коллайдеру через песню, и то, что девочка учится в МИФИ и всё ещё увлечена частицами (я несколько лет работала в МИФИ, да, там встречаются такие студент, но их, увы, очень мало, подавляющее большинство наука совсем не интересует). В общем, думаю, что дело не в песне, а в девочке, она бы свою интересную дорожку и без песни нашла. Хотя, песенку-то вряд ли ради популяризации науки сочинили:)

Date: 20 March 2018 16:39 (UTC)
From: [identity profile] ile-eli.livejournal.com
Ни про какие шоу ничего не знаю. Согласен с кем-то выше, что всякая фигня типа "детишкам о черных дырах" не слишком осмысленна. Насколько важно понимать, как устроен пылесос - не уверен, на каком-то уровне, наверное, не вредно.
Но вот, например, объяснить популярно почему чаинки в центре стакана собираются, хотя, казалось бы, должны по краям собраться - это, мне кажется, было бы интересно и полезно, и открыло бы маленькую щелку в то что такое вопрос в науке.

Date: 20 March 2018 17:55 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
О! Не знаешь про шоу! Может у вас всё как-то разумнее развивается. У нас (по крайней мере в Москве) вот этого https://festnauki.ru ну очень много. И отнюдь не в цирке, а в стенах академии наук, политехнического музея и т.д. (ну, кушать-то, видимо, все хотят). Хотела назвать это дешевым популяризаторством, но вспомнила, что оно совсем не дешевое, а ровно наоборот. Вопросами "почему?" на таких мероприятиях особо не задаются, скорее выставляют науку, как вид магии.

Date: 20 March 2018 18:14 (UTC)
From: [identity profile] mishkatv.livejournal.com
Слушай, я про шоу тоже ничего не знаю, но похожий вопрос мы какое-то время назад обсуждали в связи с ярмаркой Нон-фикшн и кучей сомнительных популярных околонаучных книжек, которые там продаются. Решили, что настоящий науч-поп - тот, авторами которого являются настоящие ученые, решившие спуститься на уровень читателя/слушателя. А вот там, где книги начинают писать журналисты и прочие профессиональные популяризаторы, всегда так или иначе получается какая-то ерунда и местами, может, и шарлатанство, да... (Катька для такой литературы даже придумала термин "поп-науч" :-))

Date: 20 March 2018 18:42 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Ага, и при этом, полагаю, вероятность случайным образом наткнуться на "поп-науч" выше. чем на нормальный науч-поп, а чтобы сходу отличить одно от другого требуется хоть минимальная квалификация в популяризируемой науке или большой читательский опыт.

Date: 23 March 2018 23:15 (UTC)
From: [identity profile] lnatali.livejournal.com
Я никогда почему-то не думала о том, что написано в посте в терминах "популяризация науки", всегда вкладывала в эту фразу другое значение. А именно, объяснение на доступном уровне, чем занимаются ученые в той или иной области на переднем крае, какие совершают открытия, как они могут повлиять на нашу жизнь (пригодиться или наоборот). Объяснение в основном для взрослой аудитории с целью повысить грамотность общества, уважение и доверие к науке в противовес шарлатанству и мракобесию. И совсем не для того, чтобы кто-то побежал этой наукой заниматься.

А про всякие шоу и "Умную Москву"... Я не очень понимаю, как можно сделать что-то внятное с группой совершенно случайно собранных да еще и разновозрастных разноуровневых незнакомых детей за одно занятие.

Date: 26 March 2018 17:09 (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
У меня твой пост открыт с самого начала, если что :) Но я все думаю!
И очень рада, что тебе столько написали.
Ушла думать дальше.

Date: 26 March 2018 17:14 (UTC)
From: [identity profile] rys6.livejournal.com
Да, тема оказалась близкая моим читателям (я и не думала, что их так много) и неоднозначная.

December 2025

M T W T F S S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29 3031    

Популярные метки

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Page generated 16 January 2026 04:09
Powered by Dreamwidth Studios